Veresuzhka.narod.ru
Гостевая    О городах    О нравах    Фото   

    Факты:
  • Лувр (Louvre), памятник архитектуры в Париже; первоначально - королевский дворец, затем - художественный музей, одно из величайших художественных хранилищ мира.

    БСЭ

  • В Л. хранится ряд всемирно известных памятников искусства:
    "Ника Самофракийская" (конец 4 или 2 век до н. э.),
    "Афродита Милосская" (2 век до н. э.),
    статуи рабов работы Микеланджело, "Мадонна в скалах" и "Джоконда" Леонардо да Винчи, портрет Б. Кастильоне работы Рафаэля,
    "Сельский концерт" Джорджоне,
    "Юноша с перчаткой" Тициана,
    "Брак в Кане" Веронезе,
    "Богоматерь канцлера Ролена" Я. ван Эйка,
    "Портрет Елены Фаурмент с детьми" П. П. Рубенса,
    "Вирсавия" Рембрандта и многие другие.
    БСЭ

 

Новый русский ходит по Лувру
и все говорит "бедненько..., бедненько...",
после того как на него все смотрят с удивлением
он и говорит: "бедненько, но... чистенько"

из анекдотов


Лувр
Париж (часть 1)



 

       Эрнест Хемингуэй говорил: «Париж — это праздник. Здесь всегда хочется есть, пить, творить и любить.» Он написал это в 1921 году, будучи юным американцем без гроша в кармане.

       Ха! Можно, конечно, и так, но не буду. По-моему, город прежде всего начинается с домов и людей, особенно незнакомый город. Сначала замечаешь неудобства вокзала, много ли бомжей, грязное ли метро (в Париже их много, метро грязное), потом задираешь голову на дома, замечаешь яркий платочек на шее у девушки, забавную рекламу на автобусах (девушка с эйфелевой башней на голове вместо шляпки), незнакомые марки автомобилей. Неплохо бы, конечно, говорить с горожанами на одном языке и иметь в городе друзей или родственников. У меня всего этого не случилось, посему прямая дорога мне была купить путеводитель и походить по музеям и местам боевой славы.

       В Париже, между прочим, понятия места боевой славы очень даже актуально, поскольку половину статуй и колонн воздвиг Людовик 14, половину Наполеоны, первый в честь своих, а третий в честь побед первого. Вообще, я конечно же утрирую, но французы действительно гордятся своими неизвестными нам победами, в том числе и над нами, что выражается в названиях площадей улиц и скверов. Так что мой вам совет - если соберетесь в Париж, пробегитесь глазами по истории Франции. Если же лень, посмотрите любимое французское кино — Высокий блондин в черном ботинке, Фантомас, возможно, Амели или Такси-2. Можно, кстати, и трех мушкетеров освежить. Это очень интересно - мельком взглянув на название улицы вспомнить, что здесь жил Атос, эту площадь проскочил на полной скорости Эмильен с другом-таксистом.

       Итак, благодаря боевому духу французов Париж не обделен достопримечательностями, свою лепту тут внесли, конечно, и короли с духовенством. К слову, национальным символом Франции является петух, что само по себе что-то говорит. Париж невозможно представить без триумфальных арок, конных и не очень памятников королям и маршалов-победителей. Впрочем, французы славятся своей тягой к прекрасному. В Париже находится множество музеев, почти не отличающихся друг от друга ассортиментом (вот сказала, как будто бы музеи можно сравнивать с промтоварными магазинами) — картины, скульптура, лепка, живопись.

Лувр.Риволи.
Вид на Лувр с улицы адмирала Колиньи.

       Интересно, вы-то сами, какие знаете достопримечательности Парижа? Я бы на такой вопрос, не задумываясь, ответила - Лувр, затем, почесав репу, добавила Нотр Дам де Пари — собор какой-то там матери, ну и Эйфелеву башню. Сами французы ставят на первое место именно Эйфелеву башню. Сувенирные магазинчики просто завалены майками, кепками с ее изображением, хотя, на мой взгляд, она похожа на обычную телевышку, возможно, более изящную. Так что свое повествование о достопримечательностях Парижа начну с Эрмитажа, простите, с Лувра.

       Знаменитый Лувр начинал свою долгую жизнь в Париже как банальная сокровищница. В конце 12 века Филипп Август (завоеватель) приказал построить мощную крепость для защиты столицы от саксов (германские племена — давние немцы). Само название Лувр в переводе означает укрепление. Надо сказать, что Филипп был королем разудалым. Судите сами — три раза женился, устраивал крестовые походы совместно с Ричардом Львиное сердце, потом против него же и воевал, захватил немалые территории, причем некоторые ему достались как приданное от жен. Его третий брак не признавал сам папа Римский. Филипп, женившись второй раз, быстренько развелся с новобрачной, заточив бедняжку в монастырь на следующий же день после свадьбы, а когда протесты Дании, родины невесты, и папы стали слишком вредить Франции, стал жить одновременно с двумя женами, считая все же третью жену королевой и признав всех ее детей. Вторую жену Филипп, отличавшийся бурным нравом, назвал королевой только спустя годы, третья к тому времени уже умерла. В ходе своей бурной деятельности Филипп Август накопил немалую казну, которую и хранил в Лувре, в высокой белокаменной башне, окруженной толстыми стенами и рвом; попутно крепость помогала отстаивать и город.

Лувр.Внутренний дворик.
Внутренний (квадратный) дворик Лувра.

       Остатки этой крепости, снесенной в 1546 году, можно видеть в Лувре и до сих пор, надо лишь спуститься на один из нижних этажей. Зрелище это такое — полуразрушенные каменные стены и макеты тогдашнего замка, разбросанные по разным углам. Если вы не обладаете воображением, переносящим вас в эпоху Ричарда Львиное сердце, то ничего особенного. Правда, попавшаяся мне по дороге русский экскурсовод самозабвенно говорила, о треугольниках и закорючках, оставленных на кирпичах древними строителями, потому что оплата была у них сдельная и таким образом они метили свою работу.

       Проходя мимо развалин крепости можно увидеть и остатки библиотеки Карла V мудрого, превратившего Лувр в свою резиденцию. С тех пор Французские короли обитали в Лувре, переселившись туда с острова Сите. Естественно, старая крепость была снесена и перестроена в дворец, который неоднократно переделывался и достраивался, разрастаясь в размерах. Екатерина Медичи (черная королева, определявшая политику при правлении трех своих сыновей и организовавшая кровавую Варфоломеевскую ночь), например, приказала построить дворец Тюильри и объединить его с Лувром галереей. Как видно квартирный вопрос мучает всех, даже королей. Король-Солнце перенес свою резиденцию в блистательный Версаль и Лувр пришел в упадок, речь шла даже о сносе здания. Помогла революция.

Лувр.Крыло Ришелье
Лувр. Крыло Ришелье.

      Наполеон I реставрировал Лувр, а Наполеон III поставил перед собой цель довести все строительные работы в Лувре до конца. В то время в Лувре уже хранились многочисленные произведения искусства, ведь еще в 16 веке Франциск I стал собирать коллекцию живописи, которую пополнили Людовики XIII и XIV. Наполеон I вообще требовал ото  всех побежденных наций дани в виде произведений искусства.

       Лувр, обладая обширной коллекцией, музеем долгое время не считался. Он именовался дворцом, в котором проводились временные выставки. Проект «Большой Лувр» начинается с президента Миттерана, много сделавшего для Франции. Лувру был присвоен статус музея. Министерство финансов перестало занимать крыло Лувра, а подземная стоянка для машин министров была переоборудована в залы музеев. Наличие этой парковки позволило сделать более удобный подземный вход в музей с площади Наполеона. Сверху вестибюль, напоминающий станцию метро, застеклили куполом в виде пирамиды.

Лувр.Крыло Денон
Лувр. Крыло Денон.

       Надо сказать, у французов тяга к новаторству просто в крови. Они обожают экспериментировать. Между прочим, Нотр Дам — это смелый эксперимент в рамках древней готики, а уж о Эйфелевой Башне и центре Помпиду и говорить не приходится. Верно и то, что авторами смелых проектов чаще всего являются иностранцы, победившие в объявленном конкурсе. Так и ансамбль стеклянных пирамид — одна большая в центре и маленькие по бокам - принадлежит американскому архитектору китайского происхождения Ео Минг Пею.

       Итак, Большой Лувр с 1993 года (в этом году открыли для доступа крыло Ришелье) музей. Представляет собой длинный вытянутый дворец, одной стороной смотрящий на Сену, другой - на улицу Риволи. Со своей непарадной стороны смотрит на так называемую большую церковь (Сен-Жермен-Л'Оксерруа), служившую капеллой королям, обитающих в Лувре. Пройдя через арку Лувра, на улице адмирала Колиньи попадаешь в довольно просторный, но маленький по сравнению с площадью Наполеона, где стоит стеклянная пирамида, внутренний дворик. Здесь бьет фонтан, который окружают невыразительные песочного цвета стены, украшенные, однако, довольно изящной лепкой и колоннами.

Лувр.Пирамида
Лувр. Пирамида.

       Пройдя квадратный дворик насквозь, попадаешь к тем самым пирамидам. Вечером они очень красиво подсвечены, да и длинная очередь в Лувр не мешает вам наслаждаться видом площади. На сайте Лувра пишут, что билет можно заказать по телефону или через интернет, чтобы не стоять в длинной очереди. Стоя лицом к большой пирамиде слева вы видите крыло Денон, а справа - крыло Ришилье, они образуют собой некую букву П. Пройдя чуть дальше, через проезжую часть, попадаешь на площадь со смешным названием Карусель, где стоит изящная арка Карусель, за которой разбит сад Тюильри, находящийся на месте сгоревшего дворца того же имени. Сад своими белыми статуями и фонтаном напоминает Летний сад в Питере, правда в последнем из-за деревьев не выглядывает Эйфелева башня, мигающая в темноте огнями как новогодняя елка, украшенная гирляндами.

       Как видите, вдоль Лувра можно неплохо прогуляться. А внутри Лувр — это действительно громадный музей. Эрмитаж на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге отдыхает. Кроме того, в Лувре, в отличие от Эрмитажа, очень хорошо представлен Древний восток и Египет. Коллекции Лувра расположены в хронологическом порядке и делятся на семь разделов — Древний восток и исламское искусство; Древний Египет; Древнегреческое, этрусское и древнеримское искусство; Художественные изделия; Скульптура; Живопись; Графика.

Арка Карусель.
Арка Карусель, напротив Лувра.

       Мне понравились тут всякие гробницы, разных народов, я даже перестала запоминать каких, маски, бусы, черепки. Ну и картины, естественно, больше всего, конечно, французских живописцев. Приобщилась к Джоконде.

       Картина, вообще-то, довольно маленькая. С экран монитора примерно. Зато важно стоит в середине зала, под стеклом, а вокруг нее - толпы туристов с фотоаппаратами. Из-за того, что картина застеклена, ее некоторые сравнивают с пожарным краном, а вспышки японских фотоаппаратов не дают насладиться великим творением да Винчи. Знакомую улыбку я, конечно же, уловила, а вот на красивейший пейзаж на заднем плане внимание как-то не обратила. Между прочим, Джаконда нарисована в технике, которую до сих пор не могут разгадать, и вокруг нее ходит множество легенд, одна из которых, что в Лувре весит подделка.

       Достойна внимания и Ника Самофракийская. Статуя изображает богиню победы, она с крыльями. Вообще эта Ника — эталон для многих других ник. Жалко только, что голова отсутствует у этой устремленной вперед, как бы парящей женщины.

       Еще мне жалко, что в Лувре все надписи на французском, правда, в каждом зале стоит коробочка с карточками, описывающими зал, на разных языках. Русского там, конечно же, нет, чего не скажешь о самих русских, которых, по моим наблюдениям, в Лувре было не меньше чем японцев.

       Немного о эталоне красоты - Венере Милоской. Богиня красоты головой, конечно же не обделена, у нее отсутствуют, как вы знаете руки. Да и эталоном она может считаться далеко не для всех. Статуя изображает атлетического сложения барышню, с маленькой головкой и невыразительным лицом, уж простите меня за обывательскую точку зрения. Греки любили тело красивое, а голова это не главное, по крайней мере, ее форма.

       Сами французы своих королей изображали простовато довольно, на вас взирают какие-то деревенские физиономии, в коронах и с тиарами.

       Гуляя по Лувру, очень хотелось представить, каков же был дворец во времена королей. Наверное поэтому запомнились покои Наполеона III. Это -последний монарх Франции, вообще-то до него уже была республика и его вроде как выбрали, но он взял и короновался.

       Апартаменты и правда роскошные, расписные двери, шелковые обои, фарфор расписной, золото, хрусталь. Все шикарно и настолько пестро, что через некоторое время глазу требуется отдых, хочется пойти посмотреть на белые статуи.

       Лувр - довольно современный музей, с эскалаторами и многочисленными кафе. Из покоев Наполеона третьего очень удобно можно спуститься на движущейся лесенке, попав таким образом в некий сад скульптур — просторное помещение с высокими потолками, против низких обитых бархатом и шелком потолков императора, и размещенными по периметру статуями, пальмами и скамеечками.

       О Лувре можно рассказывать бесконечно. Но не бойтесь, я вас утомлять больше не стану. Скажу лишь, что в первое воскресенье месяца вход в Лувр, как и во все музеи Парижа бесплатный. Заходите, смотрите сами. Три крыла и четыре этажа классического искусства в вашем распоряжении.

Виртуальная экскурсия по залам Лувра
Тайны Лизы Леонардо да Винчи
 


Hosted by uCoz