Нотр-Дам де Пари (Notre-Dame de Paris)- собор Парижской божьей матери (богоматери). Остров Сите - колыбель Парижа. (Париж часть 2)
    Veresuzhka.narod.ru
Гостевая    О городах    О нравах    Фото   

    Факты:
  • Нотр-Дам де Пари (Notre-Dame de Paris), памятник ранней французской готики, ставший образцом для многих церквей Франции и др. стран.
  • Находится в Париже на острове Сите. Представляет собой 5-нефную базилику (длина 130 м,ширина 108 м, высота интерьера 35 м) с двумя башнями (высота 69 м).
  • Собор начат в 1163, в основном закончен к 1257. Сохранились фрагментарно витражи (розы западного, южного и северного фасадов, 13 в.) и скульптура (на фасадах, около 1165—1225; в хоре, 13—14 вв.). Собор сильно обновлен реставрацией 19 в. (начата в 1845, Ж. Б. Лассю, Э. Э. Виолле-ле-Дюк), однако сохраняет органическую цельность архитектурного облика.

    БСЭ

 

— …Нотр-Дам де Пари!
Что в переводе означает «Собор Парижской Богоматери».
— Какой, какой матери?
— Парижской!.. Бога матери…

из к/ф "Операция "Ы" и другие приключения Шурика"

Notre-dame de Paris


Остров Сите — колыбель Парижа
История Нотр-Дам де Пари
Notre dame de Paris внешний вид.
Интерьер Собора Парижской богоматери.


 

       Одна моя подруга, не будем называть ее имени, раз по 15 гоняла и без того заезженную песню из известного мюзикла — «Свет озарил мою больную душу…». Действие сего произведения вертится вокруг мрачной колокольни собора Парижской богоматери, его еще называют Нотер, а скорее Нотр-Дам де Пари, описанного в одноименном произведении великим французом Гюго.

фото Нотр Дам де Пари (Собор Парижской божьей матери)
Нотр-Дам де Пари
(Статуя Парижской богоматери)

       В романе «Собор Парижской богоматери» автор сокрушается о судьбе самого собора, с которого сняли знаменитый ряд статуй королей, заменили красочный витраж простыми стеклами, да еще и сам собор покрасили в желтый цвет. Гюго, впал в такое настроение, что и весь сюжет произведения получился мрачным и трагическим. И это тот самый человек, который сказал: «Смех — это солнце: оно прогоняет зиму с человеческого лица».

       Слава богу, что в наше время Нотр-Дам де Пари напоминает скорее резную шкатулку из слоновой кости, чем устрашающую и безвкусную, по описанию Гюго, картину переделки старинной красоты. 28 иерусалимских королей, украшавших собор, вернулись на место, а над ними сияет разноцветными стеклышками круглое окно-розетка — готический витраж. И хотя, образ собора воспет в мюзикле и отображен во многих кинолентах, он все же является домом божьим без статуй горбуна и Эсмиральды. Но, начнем по порядку.

Остров Сите — колыбель Парижа

       Одна из главных достопримечательностей Парижа, светлый, ажурный храм с двумя башнями-близнецами, украшенный французскими готическими витражами, располагается на острове Сите — самом старом населенном Парижском острове. С этого острова начинается история французской столицы.

фото Нотр Дам де Пари (Собор Парижской божьей матери)
Нотр-Дам де Пари
(Собор Парижской богоматери)

       В III веке до нашей эры на острове Сены обитало кельтское племя, затем сюда пришли римские завоеватели, дав своему гарнизону название «Лютеция». Горнизон разросся в римский город.Позже Лютеция была переименована в Париж, далее король франков Хлодвиг, отобрав ее у галлов, объявил своей столицей.

       Остров Сите, будучи колыбелью Парижа, по мере его роста постепенно менялся. Сначала здесь стоял королевский дворец, ютились друг на друге на сорока улицах многочисленные домики; некоторые сохранились еще с римских времен, некоторые были построены позже, причем горожане постоянно возводили вокруг всего этого стены, стараясь сохраниться от враждебных набегов иноземцев. Остров даже поднялся на семь метров ввысь. Четыре моста, застроенных домами, соединяли остров с берегами Сены. В 1607 году через Сену перекинули Новый мост, который в наши времена является самым старым мостом Парижа.

       Образ грязного перенаселенного Парижа, где жить было не слишком приятно, а у берегов Сены плавали трупы лошадей и прочих домашних животных, решили изменить при Наполеоне III — последнем монархе Франции. Бароном Османом были перестроены многие районы, появились широкие бульвары, площади. Твердой рукой префект Осман снес все старые постройки острова Сите, между королевским дворцом и собором. На их месте были сооружены новые, обширные по площади здания.

фото набережная Сены (Собор Парижской божьей матери)
Набережные Сены

       В наше время осмотр острова Сите входит в большинство экскурсионных программ. На нем располагаются достопримечательности: Дворец Правосудия, бывший королевский собор Сант-Шапель, дворец-тюрьма Консьержери. Интересно, что по форме остров напоминает листочек или, как говорил Гюго, колыбель, некоторые также сравнивали его с кораблем. Дело, вероятно, в том, что слева и справа остров омывает река Сена. На правом и левом его мысах разбиты симпатичные скверики, из которых открывается красивый вид на Сену. Что касается мостов, я насчитала их восемь штук, это у такого-то маленького острова!

История Нотр-Дам де Пари

       Перестройки острова Сите, конечно же, повлияли и на Собор Парижской богоматери, не обошли его и катаклизмы истории Франции. Так слой поднявшейся земли скрыл ступеньки, некогда ведущие к храму, а бунтари чуть не сожгли собор в дни восстаний.

       Интересно, что, как и многие священные места, Нотр-Дам был построен на месте христианской базилики, которая , в свою очередь занимала место, отведенное когда-то под языческий храм.

       На площади, рядом с Notre-Dame de Paris, есть ступеньки вниз. Если не лениться, спустившись, можно посетить археологический музей. Вы увидете старинные камни, сложенные в нечто, вроде фундамента — это раскопки бывших церквей, относящиеся как к средневековью, так и к римским временам. Возле каждой из частей экспозиции, стоят пояснительные таблички. Можно, так же понажимать, расположенные здесь же кнопочки и тогда будет освещена та или иная часть археологических раскопок, например древний погреб или римский бассейн, или колонна раннехристианской церкви. Строители — не воины, они использовали недоразрушенное в качестве фундаментов для своих построек, в результате получилось некое смешение времен.

Археологический музей Нотр Дама.
Археологический музей Нотр-Дам де Пари.

       Собственно Собор Парижской божьей матери строили с 1163 по 1345 год, причем самое продолжительное время понадобилось для возведения башен, которые, так и не были достроены до конца. На мой взгляд, их  квадратность добавляет собору изюминку. А вообще, башни, тянущиеся к небу, придают Нотр-Даму стройность, поднимая здание как бы вверх.

       В 1793 году Нотр-Дам де Пари был под угрозой сноса, его посвятили богине разума. В эти времена храм был в жалком состоянии и нуждался в реконструкции.

       В 1802 году Notre Dame de Paris снова освятили, приурочив это событие к коронации Наполеона  I. Чуть позже Виолле-ле-Дюк окончательно отреставрировал собор, успев при этом еще и запечатлеть себя в веках, скромно поместив свою статую среди статуй собора Парижской богоматери, правда, на шпиле, под самым небом, но все-таки.

Notre dame de Paris внешний вид.

       С первого взгляда, Нотр-Дам меня совсем не впечатлил, после Кельнского собора в Германии я ожидала чего-то большего от прославленного на весь мир архитектурного памятника. Но, вглядевшись, поняла, что ошибалась: изюминкой собора Парижской богоматери являются не формы, не размеры, а оформление, на которое немцы, кстати, всегда скупились.

       Кельнский собор — это большая темная громадина, похожая на кусок скалы, а собор Парижской богоматери — это воздушная и резная фигурка из слоновой кости. Очень похожа на шахматную ладью, сразу видно, что перед нами искусное творение рук человеческих.

       Фасад Нотр-Дама т.е. его передняя, обращенная к площади Паври, часть делится колоннами и всяческими бортиками на три части по горизонтали и три по вертикали — 3×3, прямо как в игре крестики-нолики.

фото Нотр Дам де Пари.вход
Одна из арок над входом. Нотр-Дам де Пари.
фото Нотр Дам де Пари.вход
Фрагмент арки, сцена из св.писания.
Нотр-Дам де Пари.

       В самом низу, естественно, двери, обрамленные резными арками. На рассматривание арок можно с удовольствием потратить некоторое время. Эти архитектурные украшения представляют собой многочисленные статуи: Христа, пророков, святых, добродетелей, избранников, проклятых, епископов, Людовика XII, месяцев года, ангелов; и рельефы, изображающие сцены из библии, такие как страшный суд, фрагменты жизни богоматери, воскресенье Господне, рай, ад. Думаю, что это далеко не полное перечисление. Задавшись целью узнать о значении каждого такого фрагмента, можно неплохо изучить библию. Нотр-Дам де Пари — это своеобразная шпаргалка священного писания.

       Выше, над арками вытянулись ровным рядом людские фигурки — это 28 королей Израиля. В революционные годы возмущенный народ скинул их вниз, разбив. Короли ассоциировались у революционеров с их собственными королями-угнетателями. Сейчас на их месте стоят статуи королей, помещенные туда после реставрации.

фото Нотр Дам де Пари.Верхняя часть собора
Башни и окно-розетка Нотр-Дам де Пари.
фото Нотр Дам де Пари.химеры
Фигуры Химер
Нотр-Дам де Пари.

       Поднимаем взгляд еще выше. Небольшой бортик, а за ним — круглое окно-розетка в центре и два высоких окна слева и справа. Окна красиво оформлены готическими витражами. Круглые витражи, по моему наблюдению, это такая особенность Парижских церквей.

       На этом ярусе фасада так же имеется скульптура. В центре, под круглым витражом божья матерь с младенцем в окружении ангелов, а по бокам изображения Адама и Евы.

       Чуть выше две башни собора соединяются у своего основания рядом колон. Справа и слева — небольшие балкончики, с которых свисают различные монстры, или, в русском переводе, химеры. Химеры на соборе появились также благодаря Виолле-ле-Дюку, реставратору собора.

       Химеры прячутся за выступами и свисают над городом, слегка оскалившись, наверное, замышляют недоброе. В украшении собора вообще смешивается рай и ад, тут можно увидеть ангелов рядом с явными бесами, а водяные сливы собора напоминают каких-то змей или драконов.

       Если смотреть на собор свысока, его здание образует некий крест, в середине которого на 90 м вверх возвышается шпиль, так же украшенный фигурами ангелов и самого Виолле-ле-Дюка. Шпиль этот, по сравнению с фасадом Нотр-Дама, выглядит темным.

       Вдоль собора тянется довольно приятный парк, приводящий нас к задней части Нотр- Дама. Она совершенно отличается от фасада. Это полукруглое сооружение, с отходящими от него балками, делающими Нотр-Дам де Пари с этой стороны похожим на скелет кита.

       В середине композиции стоит статуя Мадонны с младенцем, у ее ног — статуи ангелов.

       P.S. Я цитировала Гюго и русскоязычный текст "Бель". Ниже мои источники:

"Бель" на официальном сайте мюзикла Нотр Дам де Пари
текст романа "Собор Парижской богоматери" В. Гюго
 


Hosted by uCoz